Джигурда Алексей (terra_inc_rus) wrote,
Джигурда Алексей
terra_inc_rus

Category:

Русские сказки глазами конструктора

Этот текст был задуман и написан почти 10 лет назад для конференции "Москвич" на авто.ру. Достало, что русские сказки склоняют почём зря все кому не лень. Что занятно, вместе с самой идеей его написания одновременно пришло странное предчувствие, что оно непременно должно быть опубликовано там уже через две недели во вполне определенный момент времени, буквально плюс-минус несколько минут. В итоге понравился номер сообщения - было просто запомнить и давать ссылки :). К сожалению, спустя какое-то время авто.ру перемордовало все свои архивы и они стали практически нечитаемыми. Давать ссылки на находящиеся в них материалы стало неудобно, а такая потребность периодически возникала. Поэтому выкладываю этот текст в нормальном виде здесь, ничего в нём не меняя (хотя сейчас, спустя эти 10 лет, уже кое-что в нём, пожалуй, поправил бы).

http://wwwboards.auto.ru/moscvich/399933.html
Отправлено : TERRA_INC, 20 Декабря 2003 19:42:21

ОFF. СКАЗКИ...

Эти самые, русские народные, нынче начинает склонять всяк кому не лень, сразу вслед за тем, как прозвучит магическое слово "халява". Ну, понятно - народная сказка, дошедшая до нас в устных преданиях из глубины веков, не может не представлять из себя нечто сокровенное, так сказать, дистиллят не просто народной мудрости - самой ментальности народа. Естественно, кое у кого это вызывает ну просто жгучее желание по быстрому разобраться с этим явлением в попытке лишний раз доказать ущербность русских в сравнении с более "цивилизованными" народами. Правда, при этом забывают, что народная сказка, способная пережить столько поколений рассказчиков, - вещь иносказательная сама по себе и не может не представлять из себя некое "многослойное" образование, рассчитанное на разные уровни восприятия и несущее в зашифрованном виде очень много различной информации ("Сказка - ложь, да в ней намек..."). Как, к примеру, "Рубаи" дервиша Омара Хайяма, расшифровка которых наполняет их смыслом совершенно неожиданного содержания, если судить о них лишь по их внешней лирической "шелухе". Впрочем, как известно, шелуха на то и предназначена, чтобы сохранять саму луковицу даже в неблагоприятной среде любой степени испорченности, пока не настанет время ей прорасти.

Естественно, что мне как конструктору в этих сказках ближе всего, так сказать, "техногенно-цивилизационная" составляющая их содержания. И здесь, при внимательном их рассмотрении, открывается много чего весьма любопытного - явно есть, над чем призадуматься.

К примеру, такая фундаментальная тема, как обеспечение трапезы. Присутствующий в любой сказке элемент "чуда" дает волю народной фантазии, и в процессе дальнейшего "естественного отбора" порождает совершенно "знаковые" объекты. Самый примитивный из них и универсальный для всех народов - это пресловутая "волшебная палочка", с помощью которой решаются вообще любые проблемы. Но это, так сказать, сродни универсальному "нулевому решению дифференциального уравнения" (подставил вместо переменных нули - и пожалуйста, всё сходится). Естественно, фантазия сочинителей сказок предлагает и различные "ненулевые" решения этого "уравнения". Но дойти до нас сквозь столетия, понятно, могут лишь такие, которые способны наилучшим образом резонировать с той самой народной ментальностью. В русской народной сказке это - традиционная "скатерть-самобранка".

Попробуем разобраться, что есть эта самая скатерть-самобранка. Начитавшийся научной фантастики тут же определит, что это - специфическая разновидность универсального молекулярного синтезатора пищевых продуктов, присутствующего в том или ином исполнении в любом приличном звездолете. Ладно, возвращаемся в средние века, попутно замечая, что в русских сказках эта самобранка обычно являлась атрибутом не лежебок-бездельников, а путников, идущих за тридевять земель на край света, что в какой-то мере перекликается с той же космической темой. Теперь, с учетом специфики такого её универсального применения, анализируем её технические характеристики. Полная автономность рабочего процесса, без перезарядок и ограничения срока службы. Меню - без ограничений, с воспроизведением любых натуральных продуктов. Быстрота приведения в рабочее состояние (лишь расстелить, где надо) и мгновенность отработки заказа. Обеспечение сервировки стола на несколько человек. Функции собственно скатерти, в связи с чем не требуется дополнительная подготовка места трапезы (актуально в полевых условиях). Мгновенная и полная утилизация не съеденной пищи и предметов сервировки, с попутной экономией на традиционной американской посудомоечной машине. Вариант исполнения с защитой от несанкционированного использования (ну там, когда сперва надо слово шепнуть нужное, да и сам внешний вид самобранки позволяет в глазах непосвященных косить под обычную ветошь, то бишь скатерть). Малый вес и компактность в транспортном положении, приспособленность для переноски любым путником (можно свернуть и сунуть в любую котомку или даже за пазуху, а то и просто повязать вокруг пояса), не боится сдавливания и ударов. Исключительное совершенство рабочего процесса: помимо самой энергоавтономности - стопроцентная экологичность и безопасность при любых обстоятельствах, с расчетом на любой русский авось (не зафиксировано ни единой техногенной катастрофы и даже несчастного случая за весь многовековой опыт эксплуатации; на месте трапезы на природе не остаются никакие кострища, объедки, пустые бутылки и прочие обертки). Это не печка, не ларец, не горшок, не котомка, а с другой стороны - не какой-нибудь "несъедаемый каравай без многоразовой транспортной упаковки", предлагающий "сникерснуть" на скорую руку. Это - именно скатерть. Нетрудно заметить, что перед нами - ТЗ на практически идеальную, универсальную технологию обеспечения трапезы, с привязкой к средневековым условиям существования. И, особо отметим, - с сохранением самоценной традиции, всей многовековой культуры самой этой трапезы, как таковой.

Самый известный представитель подобных "технологий" в западных сказках - это, конечно, пресловутый "горшочек каши" из одноименной немецкой сказки братьев Гримм. Сами они её придумали, или лишь творчески пересказали какую народную - не столь важно. Важно, что сама сказка не просто "прижилась" - теперь-то ясно, что она оказалась поистине "знаковой", предвосхитившей всю нынешнюю техногенную цивилизацию "общества потребления". В этом отношении в сказке нет ни одной лишней или случайной детали. Маленькая девочка, не пожалев для встреченной в лесу старушки пригоршни ягод, получает от неё взамен чудесный горшочек. Нетрудно заметить, что в сказке фигурирует всё тот же энергоавтономный молекулярный синтезатор пищевых продуктов, но явно - один из самых первых, еще несовершенных образцов (сравнивать технические характеристики его и скатерти-самобранки даже неинтересно). Обрадованная девочка относит горшочек своей матери, которая, еще больше обрадовавшись нежданно свалившейся халяве, в один прекрасный день пускает его в ход в отсутствие девочки, толком не выучив инструкцию по эксплуатации. Лишь вдоволь наевшись вкусной каши, она вдруг осознает, что просто забыла, как выключается этот самый горшочек. Горшочек же тем временем постепенно разогревается и через непродолжительное время лавинообразно увеличивает свою производительность, начиная заливать своей кашей сначала дом, а потом и улочки городка. На счастье, прогуливавшаяся неподалеку девочка, завидев такой бардак, в последний момент успевает прийти матери на помощь и заглушить этот саморазгоняющийся реактор. Но это ещё не сам хеппи-энд. Главный хеппи-энд состоит в том, что эта проделка матери прошла для неё не только безнаказанно - в самом городке вроде как даже обрадовались нежданно свалившемуся на них "изобилию"! Вот теперь - занавес. Нострадамус - отдыхает. Переводим стрелки на 200 лет вперед. Простодушный чудак-изобретатель Божьим Промыслом делает революционное открытие. Патронирующая его фирма, в предвкушении сверхприбылей (одной из разновидностей той же халявы), тут же начинает стричь с этого открытия купоны, даже до конца не исследовав само явление и не отработав его технологию. Как закономерный итог этих действий - спровоцированная техногенная катастрофа, локализовать которую и предотвратить глобальную помогла лишь своевременная помощь всё того же чудака-изобретателя. Однако, дело оборачивается так, что вместо жестких санкций и затрат на рекультивацию загаженных территорий фирма получает лишь поздравления от благодарной общественности! По мотивам этой истории со столь классным хеппи-эндом Голливуд тут же снимает классический фильм-катастрофу для семейного просмотра на ночь с детишками, и уже сами сказочки стариков Гримм отдыхают. Похоже?
Н-да, будь это наша сказочка, ух и припомнили бы её нам после Чернобыля... А с них - как с гуся вода, что б у них там ни происходило. Впрочем, когда "можно всё, что пока не запрещено", это не удивляет. Как же надо лукавить, считая армейский сапог, случайно оброненный на пульт управления баллистическими боеголовками, исключительно "русской" проблемой. Она исключительно "русская" лишь постольку, поскольку русский менталитет трактует "авось" как степень вероятности самого наступления нежелательных событий (отвечать за которые придется прежде всего по совести). Тогда как западянский "авось" явно куда страшнее - ведь он оценивает лишь степень риска наказания за наступившие нежелательные последствия, которые сами по себе, как таковые, не имеют принципиального значения (что делает вполне моральным формально не запрещенный бизнес на технологиях, грозящих техногенными катастрофами). Так что апофеозом той сказочки про горшочек вполне могла быть история про жирующий военно-промышленный комплекс, несовершенство продукции которого вызвало-таки неспровоцированный запуск тех же баллистических ракет. Главное, чтобы чудак-изобретатель помог вовремя раскрыть над страной спасительный "зонтик" и отбить ответный удар. А там, глядишь, выиграем войнушку, и не только простят ВСЁ - ещё и в национальные герои попадем. Впрочем, даже насчет "сапога" уже прокатили. Помните, когда где-то с четверть века назад у американцев рванула в открытой шахте межконтинентальная ракета, и они потом долго разыскивали по окрестным лесам выброшенную взрывом водородную боеголовку. По официальной версии, причиной взрыва стал инструмент, оброненный кем-то из персонала в шахту, где стояла ракета, во время выполнения регламентных работ. После чего американские же злые языки уверяли, что теперь-то уж точно известно, что находится в "ядерном чемоданчике" их Президента - Большой Гаечный Ключ.

Впрочем, эта "апокалипсическая" сюжетная линия мне лично мало интересна. Интереснее сам факт, что на фоне столь драматичного сюжета немецкой сказки русские сказочники так и не удостоили скатерть-самобранку отдельного сюжета (хотя, в отличие от того же "горшочка", упоминается она во многих сказках). На самом деле тут нет ничего удивительного. Просто для них было как бы само собой разумеющимся, что радикально менять наши представления об окружающем мире имеют право лишь исключительно совершенные вещи, неспособные привести к нарушению царящей в нем гармонии. А кому как не сказочным вещам демонстрировать свое сказочное совершенство? Тяга к придумыванию подобных вещей - отнюдь не признак маниловщины. Это демонстрация способности к творческому мышлению на его третьем, высшем уровне - "материализации ауры". Когда решается задача не просто изобрести новую технологию и предложить способ её реализации, а, прежде всего, смоделировать в максимальной гармонии сам будущий мир, который должна перевернуть новая технология, и уже исходя из этого сразу оптимизировать саму эту технологию таким образом, чтобы она наилучшим образом ("с идеальной аурой") вписалась в этот измененный мир. Подобный творческий процесс - высшее таинство этого мира. Оно не может быть сюжетом сказки по определению, являясь к нам в виде уже готового результата и удивляя, до чего просто оказывается все гениальное, и почему это никому не приходило в голову ранее. Осмыслив это, уже не удивляешься, находя столь же "знаковые" вещи в окружающей нас действительности.

Тридцатьчетверка. Танк - легенда, сумевший опередить время. А для его создания, в сущности, и надо было не так уж и много. Поменьше слушая самих генералов и руководствуясь принципом разумной достаточности, сформулировать требования к "идеальному" танку, уподобившись тому же сказочнику - изобретателю "самобранки" (смоделировав экономику и саму войну будущего, с учетом опыта прошлых войн и всех известных перспективных военных технологий). Выявить максимум принципиальных решений и технологий, позволяющих приблизиться к достижению этой цели (облегченное, чисто гусеничное шасси, противоснарядное бронирование с оптимизацией углов наклона броневых листов и освоением технологии их сварки, высокофорсированный, экономичный и пожаробезопасный дизельный двигатель достаточной мощности, пушка, гарантирующая поражение максимально большего числа объектов противника...). И затем, в процессе "кристаллизации" уже реального, осязаемого объекта... суметь сохранить ту самую "идеальную", гармоничную ауру первоначального абстрактного образа. Во всяком случае, судя по результату, создателям тридцадьчетверки это вполне удалось - танк получился удивительно гармоничный и красивый, хотя никакие "профессиональные дизайнеры" им и не занимались. Но, с другой стороны, чему тут удивляться - когда видимый образ являлся не самоценной картинкой, а лишь шлифом с выращивавшегося монокристалла, вобравшего в себя весь окружающий мир. Если кристалл совершенен, любой шлиф с него будет завораживать взгляд сам по себе. В то же время отнюдь не факт, что если какой-то такой "шлиф" использовать в качестве "затравки" для самого выращивания кристалла, получится желанный монокристалл, а не лишь его видимость (да и вообще - получится ли). В этой связи нынешний "культ дизайнера" - в значительной степени порождение культа торжествующих PR-технологий, а не истинной "тяги к прекрасному". Назвать Кошкина, главного конструктора тридцатьчетверки, гениальным дизайнером - нанести ему такое же оскорбление, какое можно нанести истинному художнику, исследовав картину которого на предмет правильности геометрических построений и найдя повод причислить его к гениальным чертежникам. Ясно ведь, что это три совершенно разных уровня творческого мышления - от "материализации функции" (ныне вполне освоенной системами автоматизированного проектирования), через "материализацию образа" (способности изобретать, генерировать образы и идеи) - к той самой "материализации ауры" (способности творить совершенный мир, преобразуя и гармонизируя его пространства по неограниченному числу их свойств-измерений). В этой связи любопытна эволюция нашего авиаконструктора Туполева. К созданию своих первых самолетов в двадцатых годах прошлого века он по собственной инициативе привлекал архитекторов (это когда ещё не существовало даже самого понятия технического дизайна). Он интуитивно почувствовал, что хорошо летать могут лишь красивые самолеты. Но уже в тридцатых он отказался от этой практики - он её просто перерос, как Создатель. А вскоре ему становилось достаточно одного лишь взгляда на самолет, чтобы дать заключение - полетит он или не полетит. Остается лишь гадать, насколько тому же Кошкину удалось бы ещё более приблизиться к своему идеалу, проживи он хоть чуть дольше. Любопытна фраза, брошенная им перед смертью в харьковской больнице: "Вот выйду отсюда и такой танк построю - чертям тошно станет". Видать, его и впрямь тянуло создавать сказочно совершенные вещи, воплощающие превосходство сил добра над силами зла. Тогда как его "оппоненты" в детстве, чувствуется, воспитывались на других сказках и явно зацикливались на том самом "чудесном горшочке". Вспоминаю, как в начале девяностых по одной совместной работе довелось пообщаться с одним из конструкторов с нашего Курганмашзавода. Рассказывая про боевые возможности их новейшей на тот момент разработки (БМП-3), он подытожил свой рассказ буквально двумя словами: "Машина - сказка". Теперь это уже не кажется случайностью.

Любопытно, что именно в России были предприняты и сами первые попытки постичь сущность творческого мышления (для начала хотя бы "второго уровня") и как-то его систематизировать и алгоритмизировать, сделав доступным каждому, в совершенстве владеющему его первым, логическим уровнем. Так называемый "метод И-И" Роберто Бартини, впервые заявившего, "... что возможна математизация рождения идей" (еще в середине тридцатых годов прошлого века). Пожалуй, самого загадочного и гениального нашего авиаконструктора, итальянца по происхождению, который мог сделать блестящую карьеру в любой стране, но по принципу "подобное тянется к подобному" предпочел её сделать в России (поставив целью всей своей жизни сделать так, "чтобы красные самолеты летали быстрее черных"). Через пару десятков лет (причем, независимо от Бартини, работы которого оказались засекречены) Альтшуллер создает свою знаменитую "Теорию решения изобретательских задач" (ТРИЗ). А ведь для всего этого необходимо было не только видеть с большой высоты весь такой творческий процесс, как на ладони, но и иметь большое желание сделать людей более совершенными. И, видимо, с тем большей долей вероятности можно прогнозировать, что и ключ к высшему, третьему уровню творческого мышления впервые будет найден также в России. Хотя, очевидно, что понизить эту задачу сразу на два уровня не получится, и можно предположить, что это будет не сколько какой-то новый алгоритм, сколько особая философия, культура самого мышления, видения окружающего мира. Дающая шанс любому, кому доступен второй уровень творческого мышления, подняться ещё на ступень выше. Быть может, в этом и заключается историческая миссия России в этом мире - спасти его, научив творить совершенным? А может, тут и нечего изобретать - всё это давно уже было известно нашим предкам и закодировано ими в своих сказках, явивших миру феномен загадочной русской души? Они ведь наглядно продемонстрировали свою способность творить мир совершенным. И когда луковица попадает на благодатную почву, она дает зеленый росток...

Впрочем, для тех, кто зациклился на теме "халявы", главной красной тряпкой является сюжет вполне конкретной русской сказки - "По щучьему велению". Кстати, нетрудно заметить, что она во многом повторяет сюжет той же сказки про горшочек каши, но с совершенно иным развитием и трактовкой событий, давая ещё больше пищи для размышлений. В данном случае любопытно другое - в появлении аналогичной "сказочки про Емелю" в "неоамериканском" фольклоре, как только американское общество само совершило соответствующий цивилизационный рывок. Вспомните популярную байку о самом Генри Форде, изобретателе конвейерной сборки и научной организации труда. О том, как делегация, совершающая экскурсию по его заводу (восторгающаяся его высокопроизводительным конвейером и тем, как он не дает ни секунды расслабиться своим рабочим), вдруг обнаружила сидящего нога за ногу человека, который поплевывал в потолок и всем своим видом демонстрировал полное безразличие к царящей вокруг суете. На недоуменный вопрос, что тут делает этот господин, Форд пояснил, что это - изобретатель, идея которого помогла ему сэкономить сотню тысяч долларов. И обратил особое внимание членов делегации на то, что эта идея пришла в голову этому господину как раз в тот момент, когда он находился именно в этой позе (менять которую после получения гонорара и затевать собственный бизнес тот явно не собирался). Это просто пенка. Гениальный Форд красиво дал всем понять, что старым сказочкам про бедных сироток, сумевших исключительно своим упорным трудом выбиться в люди и нажить себе к старости целые состояния, отныне придется потесниться. Отныне способность генерировать идеи (генерировать... или просто присваивать чужие) становилась куда более ценной, чем традиционное "трудолюбие", позволяя не крутить гайки в поте лица на том же конвейере, а лежа на самой теплой печи, с помощью информационных технологий "по щучьему веленью" разруливать мировые финансовые потоки и вести "бесконтактные" войны хоть со всем миром. Но это - лишь второй уровень творческого мышления...

Так что когда глумятся над русскими сказками, налицо известный приемчик: чтобы украсть хорошую чужую идею, надо её сначала высмеять, а потом, когда про неё подзабудут, чуть переиначив... выдать её за свою :)).

Джигурда Алексей

P.S. Почитать сказочки можно на: http://www.lukoshko.net/menugrim.shtml
Tags: русские сказки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments